СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Усиление внешнего давления на экономику РФ, снижение притока инвестиций и новых технологий в результате санкций и глобальных маркетинговых противодействий политических и экономических систем ряда стран-лидеров мировой экономики создало новые противоречивые условия для развития российской промышленности, агросектора, науки и образования. С одной стороны, применяемые санкции стимулировали подъем внутреннего производства и спроса, что отчетливо проявилось в быстром росте агросектора (на 20–40 %) и ряда отраслей промышленности (10–20 %). С другой стороны, они существенно влияют на замедление научно-технологического развития, создают реальную угрозу снижения доходов от поставок энергоресурсов и соответственно доходов бюджета РФ. В течение последних десятилетий в сфере технологической политики РФ действовал негласный принцип «Что не можем произвести сами, приобретем на внешних рынках». Этот принцип в ряде сфер экономики РФ уже не работает и нет оснований ожидать, что ситуация изменится к лучшему в ближайшие годы.
Экономическое развитие РФ сдерживается рядом стратегических препятствий, от понимания структуры которых и их преодоления зависит будущее страны. К ним относятся:
1. Отставание от промышленно развитых стран по научно-технологическому развитию экономики по ряду стратегических направлений, масштабам и темпам разработки и внедрения инноваций, производительности и качества труда, эффективности менеджмента организаций.
2. Довольно низкий технологический и экономический уровень основной массы малого и среднего бизнеса, уход существенной части рабочей силы в теневой сектор (по различным оценкам от 30–40 млн чел.)
3. Стратегические ошибки и неэффективность стратегического управления в крупных российских корпорациях (за исключением создания ряда продуктов в оборонной промышленности), в том числе не амбициозные, размытые стратегические цели, дефектные механизмы стратегического планирования и контроля.
4. Тройной дефицит: 1) руководителей лидеров-новаторов технологических преобразований 2) инновационных идей и конкретных концепций развития экономики, влияющих на ее рост и конкурентоспособность 3) инвестиций для реализации стратегий и проектов развития регионов.
5. Неэффективное управление рабочей силой в организациях. Значительная часть работников работает с низкой производительностью труда, в то время как другая, существенно меньшая часть, работает в условиях перегрузки, чрезмерно интенсивного труда, что снижает качество, повышает износ рабочей силы.

6. Адаптация бюрократии к новым условиям и ее распространение на всех уровнях и во всех сферах экономики, изменение ее форм, но не сущности. Препятствуя продвижению новых концепций, технологий и разработок она создала еще более мощные механизмы перетоков сверхкрупных теневых доходов не только из бюджета, но и из валового национального продукта страны, ущерб от которых растет с каждым годом.
Этот комплекс деструктивных факторов является одним из главных ограничителей роста экономики, развития и внедрения новых технологий и создают реальную угрозу сохранению целостности экономики страны.
Сегодня действенными рычагами разворота экономики РФ в сторону конкурентоспособной и инновационной может стать механизм преодоления стратегических препятствий ее динамичному развитию. Он включает следующие основные составляющие:
•переход экономики к реальной цифровой платформе, вместо псевдо цифровизации, которая возможна, если реальную автоматизацию подменят ее внешней видимостью. Для того чтобы этого не случилось нужно выдвинуть ряд опорных целей и результатов цифровизации экономики. К ним следует отнести:
•переход финансовых проводок организаций (90 % и более) в безналичные расчеты с формированием баз данных их постоянного хранения. Перевод расчетов населения в безналичные;
•полная, а не частичная, как это принято сегодня, реализация принципа формирования баз данных на основе минимального (максимум 2–3) повторения вводимых первичных данных и автоматизированного формирования на их основе стандартных (а не произвольных), форм отчетности, планов, справок и др. Огромное количество времени в управлении сегодня тратится на формирование множества избыточной документации, создание сложных и малоиспользуемых информационных форм, что снижает производительность и качество управления;
•создание сетей и информационных платформ для быстрого обмена информацией между университетами, НИИ, предприятиями, компаниями по обмену информацией об инновационных разработках, их эффективности, предложениям по внедрению;

применение новых универсальных количественных (цифровых) критериев эффективности работы организаций всех форм собственности. К числу приоритетных для крупных компаний следует отнести бенчмаркинг конкурентоспособности организации по 5–7 критериям с аналогичными организациями мировыми лидерами, в том числе по уровню качества продукции и услуг, производительности труда, рентабельности, устойчивости, также оценка полного (не частичного) экономического результата, эффективности инвестиционной и инновационной стратегий. При этом необходимо, чтобы критерии отвечали на вопрос — как достижение той или иной цели конкретно повлияет на конечные результаты работы. Но сегодня в основном ценятся различные рейтинги, повышение позиций в которых часто ничего организациям не дает, а усилия и средства растрачиваются во многом напрасно.
Следующей составляющей преодоления стратегических препятствий развитию экономики РФ является дебюрократизация процессов управления, подготовка и переподготовка кадров управления для работы в новых условиях. В первую очередь следует максимально упростить все сложные документы и потоки информации, провести аудит всей управленческой и правовой документации в управлении организациями и министерствами, а также управленческих функций работников. Как показывает опыт, в управлении используется лишь 10–15 % данных, которые содержатся в управленческой документации. При этом множество правовых документов противоречат друг другу, создают путаницу и неразбериху. Лишние данные следует переводить в архивы и не включать в основные документы. Необходимо ввести общее ко всем требование сокращение документооборота в любом виде, бумажном или электронном, в 8–10 раз, что резко упростит и улучшит процессы управления, приведет к крупному, обоснованному, не механическому сокращению численности управленческого персонала, значительная часть которого занята сегодня составлением совершенно бесполезных и излишних форм документов, высвободит крупные ресурсы, растрачиваемые на непроизводительную работу. Необходимо использовать опыт других стран по открытости информации о финансовых потоках и финансовой деятельности организаций, размещению детальной финансовой, экономической и нефинансовой информации в публичных отчетах компаний. Сегодня это реализуется лишь частично и далеко не всеми организациями. Следовало бы принять закон об электронной публикации на централизованных сайтах РФ всей информации об экономической и финансовой деятельности компаний.
Необходима переподготовка руководителей для работы в условиях цифровой экономики в ведущих университетах РФ.
Третьей составляющей преодоления препятствий является создание новых стимулов для развития наиболее важных для страны предприятий, отраслей знания, видов деятельности, стимулирования инноваций. Необходимо ввести существенные льготы для внедрения инноваций, улучшающих экономику предприятия, повышающих производительность труда и качество продукции. В том числе, освободить от налогов минимум на 3 года прямые инвестиции и реинвестиции, которые направляются на эти цели. Также законодательно установить право на более низкие ставки процентов за кредит предприятиям, проводящим интенсивную инновационную политику, обновляющим более 30 % своего оборудования или продукции ежегодно. Целесообразно создать государственный фонд поощрения инноваторов РФ с выплатой им крупных вознаграждений, проведением конкурсов на наиболее эффективные инновации. Сегодня огромные средства тратятся на конкурсы — развлечения, а реальная экономика остается не у дел. «Инноватор», от которого зависит будущее страны, сегодня не виден и не популярен, в отличие от «звезд сериалов» с огромными гонорарами, которые на будущее не влияют.
Экономия на инновациях и их стимулировании обернется в дальнейшем еще большим отставанием от стран-лидеров мировой экономики.
Четвертая составляющая это создание для руководства РФ баз данных наиболее талантливых потенциальных руководителей-лидеров. Их отбор и оценку нужно проводить на базе крупных университетов на основе профессиональных компьютерных систем Деловых испытаний, оценивающих качество их решений и поведение в различных ситуациях, анализирующих их способности создавать эффективные стратегии и управлять их внедрением на основе принципов цифровой экономики.

Маленков Ю. А.
Почетный работник высшего
профессионального образования РФ,
д-р экон. наук, профессор СПбГУ,
Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *